Жанр Натьи

«Совершалось это действие ради блага людей

и через него стремящиеся к совершенству достигали успеха во всех мирах».

(«Вишнудхармоттара»)

 Натья — сакральное театральное действие, включающее комплекс искусств:

— талам  — ритм, базовый элемент для остальных искусств,

— музыку,

— речь, поэзию, смысловую составляющую,

— танец, систему движений, а также  пантомиму, язык жестов, декорирование, владение медитацией и концентрацией, использование цвета, грима и костюма.

Искусства Натьи, подобно инструментам, играющим в оркестре, создают «бхаву» — переживание, находящее отклик — «расу» у тех, кто наблюдает или участвует в Натье.

Основы  Натьи описанное  в трактате на санскрите «Натья Шастра». Русский исследователь  и переводчик трактата с языка оригинала – Лидова Н.Р.

Воздействие Натьи осуществляется двумя путями: через ее созерцание в качестве зрителя и через ее практику в качестве ученика. Оба пути, при следовании традиции, ведут человека к реализации, удовлетворению всех желаний и являются способом достижения мокши — освобождения души.

Задача  Натьи состоит в создании на сцене ритуальной модели мироздания, преобразовывающей пространство и сознание присутствующих, чтобы происходящее на сцене перестало принадлежать к обыденности мира и приняло форму всеобщей сакральной значимости.

Сакрализация пространства на представлении Натьи достигается через следование предписаниям и использование комплекса искусств, когда театральное действие превращается в ритуал, являющийся  «…формой поклонения, через которую могло достигаться удовлетворение всех желаний».