История открытия жанра Натьи

Жанр Натьи описан в трактате на санскрите «Натья Шастра». Название  трактата происходит от двух санскритских слов «натья – театр, театральное действие, или драма» и «шастра – священная книга». «Натья Шастра» состоит из 36 глав. Согласно мнению ученых, по охвату информации и полноте описания  не имеет аналогов среди древних памятников.

Первые упоминания  и исследования «Натья Шастры» в Европе относятся к концу XVIII века.

В 1784 году cэр Уильям Джонс, английский филолог, востоковед и переводчик, основоположник сравнительно-исторического языкознания, впервые обратил внимание  читателей на санскритскую пьесу «Шакантула», имеющую мифологический сюжет. В  1789 году пьеса «Шакантула» была переведена и опубликована. Эта публикация получила широкий и восторженный отклик в мире.

Иоганн Гете восхищался поэтичностью и лиричностью санскритской драмы, но не увидел в тексте структуры, отзываясь о ней как об «огромном дереве в хрупкой и изящной вазе».

В 1827 году английский исследователь санскритской литературы и драматургии Горас Вильсон, выпустил в свет свою книгу «Театр индусов», содержащую обзор индийской драмы и переводы нескольких пьес. В предисловии к этим пьесам впервые упоминается   трактат «Натья Шастра» как утерянная рукопись.

Через сорок лет , в 1867 году, другой переводчик – Холл — находит фрагмент рукописи «Натья Шастры» и издает  его перевод.  Еще через десять лет, в 1877 году,  немецкий ученый Хейманн  пишет первую статью о «Натья Шастре», в которой пересказывает ее содержание.

Такова  первая веха открытия «Натья Шастры»  английскими  и немецкими востоковедами.

В конце XVIII века «Натья Шастра» впервые упоминается как утраченный памятник. А в начале XIX века части найденных рукописей дают достаточный материал для написания первого научного труда о «Натья Шастре».

В поисках фрагментов «Натья Шастры» во второй половине XIX — первой половине XX века принимают участие ученые Франции, Германии, России и Индии. В 1956 году увидело свет первое полное издание первого тома «Натья Шастры» на языке первоисточника — санксрите.

В 1993 году  большая группа ученых выпустила еще оно издание на санскрите, которое на сегодняшний день считается полным, но не завершенным, так как процесс поиска и находок фрагментов рукописей продолжается.

В том же 1993 году увидела свет книга русского санскритолога-искусствоведа Натальи Ростиславовны Лидовой «Драма и ритуал в Древней Индии», где научным языком была изложена идея существования  Натьи, объединяющей в себе ритуал и театральное представление.  Натья, которая  существовала до появления храмов, религий, отдельных видов искусств и наук. Искусство Нати – подобное зерну, хранящее в себе и ствол, и ветви, и крону того, что мы называем сегодня культурой нашей цивилизации. Такова история Натьи в Европе.

В Индии интерес к «Натья Шастре»  и к искусствам Натьи, находяшимся в упадке после правления англичан, начался с возрождения  классического храмового танца. Легенда русского балета Анна Павлова –  перед которой преклонялся весь мир – увидев выступление храмовых танцовщиц в Южной Индии, призналась, что это тот танец, который она всегда искала и к которому стремилась ее душа.

Анна Павлова оказала большое влияние на Рукмини Деви, которая при поддержке Теософского общества, созвала хранителей традиции классического храмового танца (стиля Бхарат Натьям) со всей Индии и основала  танцевальную академию Калакшектра, ставшую местом возрождения традиции классического индийского танца в первой половине XX века.

В 2015 году  после неформальной встречи русского исследователя Натьи Натальи Лидовой и практика Натьи Миланы Северской, представлявшую традицию классического танцевального перфманса на сцене Театра Мистериальных искусств, а еще раньше в Театре пластико-визуальных искусств, в Санкт -Петерубрге начал работать единственный в России и второй в мире театра Натьи.

Театр в своей работе опирается на трактат «Натья Шастра», следуя традиции жанра Натьи и находя новые формы его взаимодействия с современными музыкальными и сценическими формами.

             Фрагмент выступления директора Театра Натьи Александры Басовой на торжественном открытии Театра 20.09.2015